О ПОСЕЩЕНИИ:

По глубокому снегу лучше ходить на лыжах,
а бензопила для пилки льда должна иметь длинную шину!

ИЛИ

Краткое, но абсолютно правдивое описание событий,
случившихся при выходе на шестую по порядку экстремальную точку Подмосковья.

(записано начинающей экстрем-путешественницей мадемуазель Евгенией Д. непосредственно после возвращения в родной город)

Штурмовая группа экспедиции собралась, как заранее и было оговорено в размещенном на сайте "Экстремальные точки Подмосковья" объявлении, к 12.50 в субботу 29 марта 2003 г. у пригородных касс Казанского вокзала.

Мероприятие впервые ознаменовалось присутствием провожающих в количестве 1 (одного) экземпляра, сильно, естественно, сожалеющего о невозможности пойти. Остальные сожалеющие не присутствовали.

Отбыли без эксцессов на Шатурской электричке в 13-18.

На сей раз у экспедиции был в наличии точный план перемещений и никаких неожиданных решений по смене маршрута не предвиделось. Поэтому, сойдя в начале пятого с электрички в Шатуре, группа без колебаниий и интеллигентской рефлексии дружно двинулась в направлении автобуса, следующего в населенный пункт под названием Бакшеево. В автобусе некоторых членов экспедиции внезапно охватило временое краеведческое помешательство и они стали азартно предпринимать попытки разузнать у местного населения хоть какие-нибудь новые подробности о самой аномальной точке нашей малой Родины. Но показания <очевидцев> были сбивчивыми, спутанными, они так и не смогли прийти к консенсусу, хто же все-таки этот таинственный Шушмор и хде же он не самом деле находится, поэтому эти данные, наверно, можно с трудом приобщить к делу.

Единственным практическим итогом общения стала полученная экспедицией рекомендация не ехать в Бакшееве до конечной остановки автобуса, а сходить на остановке "Стадион" сразу за ж/д переездом и двигаться на юго-запад по узкоколейке.

Перейдя по добротному мосту из железнодорожных шпал через уже начавшую вскрываться Воймегу, мы свернули направо в лес. Солнышко уже клонилось к горизонту, а участники экспедиции тем временем лишь только ступили на тропу войны (хорошо накатанную лесовозную дорогу вдоль левого берега Воймеги). Вскоре, правда, дорога, по который мы первочально намеревались весело и с огоньком добраться до самого озера почему-то свернула влево и затерялась в лесу. Члены экспедиции были вынуждены, переодев обувь, двинуться дальше пешим порядком по лыжне, хотя лыжней это можно было назвать с бо-о-о-ольшой натяжкой. По ней за зиму ходили от силы раза два, но, тем не менее, после нас по сделанной группой в глубоком снегу полноценной траншее точно уже никто бы на лыжах не прошел. Тропежка, как уже отмечалось выше, была самой-самой длинной и, по дальнейшему свидетельству участников, не самой легкой, но: где наша не пропадала!

Спустя примерно часа полтора такой ходьбы дорога постепенно стала заворачивать на запад и в лесу справа показалось земляное возвышение в несколько метров высотой. Поначаьнлу возникли сомнения, что именно это доволо неприметное возвышение и является валом вокруг "метеоритного кратера". Для разрешения возникших вопросов была выслана разведка и, минут через десять, при ближайшем рассмотрении, все сомнения развеялись. С трудом преодолев по снежной целине последнюю сотню метров и перевалив через окружающий озеро Смердячее кольцевой земляной вал, мы смогли собственноочно лицезреть это чудо природы, куда примерно 10 000 лет назад приземлился очень внеземной объект-субьект.

Автору этих строк оно показалось в реальности меньше, чем на фотографии, но всё равно очень симпатичным. Приятно радовали глаз очертания поросших густым лесом берегов озера. При выходе на его лед создавалось впечатление, как, собственно, при нахождении внутри любого круглого помещения что наблюдаешь панорамный вид окружающего пространства.

Покидав рюкзаки, каждый занялся своим делом: кто-то пошел на охоту за дровами, кто-то занялся строительством-вытаптыванием фундамента будущего <дома>. После сооружения домашнего очага приступили к сооружению купальни, в чем сильно помог импортный бензиновый потомок широко распространенной в нашем многострадальном отечестве пилы "Дружба-2". Однако помощь иноземной чудо-бензопилы ограничилась только длиной ее рабочей части, а именно, 14 дюймов (около 35 см). С учетом толщины льда на озере в 80 см, в поверхности льда удалось выпилить лишь прямоугольную лоханку глубиной 35-40 см, длиной в полтора и шириной около полу-метра. При первой же попытке углубиться в лед на следующие 35 см из пропила забил фонтан воды. Вода быстро залила ранее выпиленное углубление, устроивший все это безобразие Илья Геров еле успел выбраться из ледяной ванны на поверхность. С мыслью о выпиливании с помощью бензопилы полноценной проруби пришлось распрощаться.

Купель для внеземного омовения получилась маленькой, узенькой, со смердячей водой, с неровным дном, которое грозило всем погружающим свои бренные тела водолазам остаться с колото-резанными повреждениями пятой точки.

Первоиспытатель погрузился в священные воды вечером того же дня, то есть ночи, чему есть фотографическое свидетельство. Остальной состав экспедиции от сего сомнительного удовольствия решил под благовидными предлогами уклониться.

Поужинав, половина участников пошла спать, предварительно насладившись видом девственных звездных далей. Другая же половина еще чуть посидела у костра, но особо не испытывая при этом, по их собственному признанию на следующее утро, морального удовлетворения.

Видимо, именно это отсутствие удовлетворения накануне послужило причиной бурного купания членов экспедиции в ходе второго дня мероприятия и распивания перед ним и после него горячительных напитков.

Массовых заплывов в водах озера Смердячего было три штуки, и, соответственно, перерывов было два: на поесть и на собраться. С последним были значительно большие трудности, чем с первым, так как никто не хотел двигаться в сторону дома. Во втором перерыве была также сооружена традиционная пирамида, увековечившая наше пребывание в Самой Внеземной Точке Московской области. Сделав напоследок пару-другую фоток и спалив для антуража остатки бензина в костре, участники мероприятия, наконец-таки отправились в сторону дома, как им казалось сначала.

Мы по наивности своей подумали, что сейчас выйдем на дорогу, которая была по карте в нескольких сотнях метров от стоянки, и бодро двинемся по ней домой, но жестоко обманулись. С большим трудом пройдя за час пару километром по этой "дороге", которая на самом деле оказалась не дорогой, а лишь силуэтом едва угадывающейся под глубоким снегом колеи, мы услышали из-за леса звуки ж/д. Маленькой, редко посещаемой, узкоколейной, но расчищенной от снега! При этом прямиком ведущей в сторону пос.Мишеронь - конечного пункта пешей части похода! Однако наша дорога упорно не собиралась приближаться к заветной узкоколейке, поэтому пришлось двинуться напрямик по целине сквозь лес, проваливаясь по самое не балуйся.

И вот, наконец-то, мы выбрались на узкоколейку! Это был настоящий праздник для коллектива. Участники принялись радостно выковыривать набившийся в ботинки снег и утолять клюквенным морсом сильную жажду, образовавшуюся за время потной тропежки по лесу. Никто не обратил внимания на стремительно сгущавшиеся сумерки и на тот неприятный факт, что в ночь с 29 на 30 марта страна перешла на летнее время, а стало быть, до последней электрички на Москву осталось на час меньше времени. Зато очень неприятные мысли стали посещать членов экспедиции на автобусной остановке в Мишерони, когда в ожидании автобуса они в течение полутора часов безрезультатно пытались поймать хоть какой-нибудь транспорт до Шатуры. Больше других нервничал с огромным трудом вырвавшийся в эту экспедицию из лона семьи молодой отец Илья Геров, особенно после того, как был отловлен по мобильному телефону собственной любвеобильной супругой.

Во всей своей неприглядности перед экспедицией встала перспектива незапланированного ночлега. Однако финиш мероприятия оказался весьма неожиданным и динамичным - видимо, посещение внеземной точки способствовало мобилизации внутренних резервов. Как по мановения волшебной палочки из-за поворота один за одним появились аж целых три(!) автобуса. Причем приехавший последним автобус с надписью "экспресс" по непонятным до сих пор причинам в обратный путь до Шатуры отправился почему-то первым по счету и совершенно пустым - в салоне мы были единственными пассажирами. Более того, до Шатуры автобус успел домчаться без остановок за минуту до прибытия последней электрички на Москву!

В половине первого ночи мы были на Казанском вокзале.

Последнюю фразу не пишу :-).

О ВНЕЗЕМНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ:

На Земле известно около 140 ударных кратеров диаметром до 200 км, образованных падениями космических тел. В принципе их должно бы быть гораздо больше, примерно как на Луне. Однако, в отличие от Луны, земные геологические процессы более интенсивны и стирают следы космической бомбардировки на нашей планете. При столкновении космического тела с Землей гигантская кинетическая энергия ударника (космического тела) расходуется на формирование кратерной полости, а также на дробление, плавление и испарение вещества мишени. Эти процессы приводят к образованию необычных горных пород (так называемых импактитов), в которых наблюдаются характерные признаки воздействия на вещество мишени высоких давлений и температур. Крупные ударные события (диаметр кратера более 100 км) могут вызвать глобальные климатические изменения, в следствии распространения в атмосфере пылевой компоненты кратерных выбросов и некоторых других эффектов. Так считается, что великое мезозойское вымирание (известное широкой публике как вымирание динозавров) было вызвано столкновением Земли с крупным космическим телом.


Небольшое, диаметром 350 м, озеро Смердячье, расположенное в Шатурском районе, примерно в 140 км к востоку от Москвы, заметно отличается от многочисленных круглых озер Подмосковья необычной глубиной (40 м) и хорошо выраженным валом, окружаюшим это озеро. Основываясь на этих признаках и ссылаясь на данные Н.А.Филина из г.Рошаль, эстонские ученые Ю.В.Кестлане и К.Х.Мелла в 1987 г высказали идею, что озеро Смердячье - метеоритный кратер. Однако, никаких других фактов поддерживающих эту мысль представлено не было.

В этом году лаборатория метеоритики Института геохимии и аналитической химии им.В.И.Вернадского РАН провела исследования таинственного озера. Предварительное изучение собранных образцов показало, что в них присутствует расплавленный при ударе материал местных осадочных пород. Таким образом, можно предполагать, что озеро Смердячье действительно представляет собой кратер, образовавшийся при метеоритном ударе. Согласно модельным расчетам ударник, имел диаметр 14-20 метров и массу 11-13 тыс.т. Энергия взрыва оценивается в 250 килотонн тротила, что в 10 раз превосходит энергию взрыва атомной бомбы, которая разрушила Хиросиму. Глубина выброса материала достигала 40 м, что, как кажется, подтвеждается присутствием на валу кратера обломков горных пород, которые в данном районе не выходят на поверхность и перекрываются мощной толщей песчаных отложений. По предварительным данным кратер образовался примерно 10 тыс. лет назад. Таким образом, озеро Смердячье может оказаться ближайшим к Москве метеоритным кратером, являющимся уникальным памятником природы.

О СОСТАВЕ:

  1. Стрыгин Сергей
  2. Вачьян Юрий
  3. Геров Илья
  4. Кукольникова Анна
  5. Долина Женя